За безоблачной картиной дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6–7 лет жизни он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его развития, в том числе и для успешного обучения в школе. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Учебная деятельность вносит значительные изменения и поведение ребенка-дошкольника. Он становится более собранным, легче откликается на слово взрослого, привыкает выслушивать подробности, становится более внимательным.

Для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

1. Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

2. Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Итак, что же включает в себя понятие «формирование психологической готовности ребенка к школе»?

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом коллективе. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

Т.о., готовность детей к школе в сфере общения включает:

  • развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
  • умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие.

Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

  • умение согласовывать действия с другими;
  • способность осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  • поставить цель;
  • принять решение;
  • исполнить намеченный план;
  • проявить усилие в случае возникновения препятствий;
  • оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги и родители должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

  • не боятся трудностей;
  • стремление преодолевать их;
  • не отказываться от намеченной цели.

Иначе говоря: готовность – это умение слушать + умение слушаться.

Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

Как развивать волевую готовность?

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка (закрепить конкретное поручение за ребенком; поощрять его выполнение; учить стихи, пересказывать сказки и рассказы).
  2. Развивать самоконтроль: использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите …»
  3. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  4. Соблюдать постепенность в высказывании требований, т.к. произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
  5. Развивать уверенность в себе в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.

Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.

В роли побудителей могут выступать:

  • потребности;
  • интересы;
  • влечения;
  • эмоции;
  • установки
  • идеалы.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  3. Использовать загадки на школьную тему.
  4. Играть в развивающие игры типа: «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Подготовила материал
педагог-психолог
Денисова М.С.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 438 гостей и 1 пользователь

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.