То, как ребёнок будет относиться к родителям в старости,
зависит в т.ч. и от игр, в которые
он сегодня играет,
и от мультфильмов, которые
он смотрит,
и от игрушек, которые родители ему покупают.

Современные родители из-за чрезмерной занятости работой и домашними делами всё меньше времени уделяют своему ребёнку. Непосредственное общение с ребёнком, чтение литературы и развивающие игры они часто заменяют показом мультипликационных фильмов низкого качества, интернет- и компьютерными играми. При выборе сказочной истории (компьютерной игры) основное внимание уделяется тому, проявляет ли ребёнок интерес к данным развлечениям, а вот глубокого анализа содержания, поиска смысла, морали, скрытых подтекстов, представленных в мультфильмах, не происходит. Считается, что мультипликационный фильм носит лишь развлекательный характер, сказка- это что-то несерьёзное. Однако сказочные истории являются средством нравственного развития ребёнка. Поэтому важно, чтобы родители научились грамотно и осознанно выбирать мультфильмы, задавались вопросами: «Что полезного или вредного несёт в себе сказочная история? Чему научит моего ребёнка?»

По статистическим данным за 2011 г., от 20 до 40% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы - неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребенка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

  • заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • внушение - воздействие на сознание человека, при котором происходит не­критическое восприятие им убеждений и установок;
  • подражание - следование примеру, образцу.

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм даёт большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом коррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

К сожалению, не все мультфильмы могут демонстрировать такие психологические и педагогические возможности. Популярность набирают современные мультфильмы, поэтому остановимся на анализе их влияния.

Мультфильм как основа для игры.

Масштабное исследование влияния мультфильмов на дошкольников (в нем участвовали 60 детей) было проведено в 2010 г. сотрудниками центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. Исследователи в течение недели наблюдали за игрой детей после просмотров мультфильмов. Результаты показали, что дети часто в своих играх используют атрибуты мультипликационных ролей (украшение одежды, изменение прически, использование кукол-персонажей). Несмотря на это в ходе эксперимента с мультсериалом «Смешарики» авторы выявили, что дети в свободной игре с игрушками-персонажами из этого мультфильма не использовали его сюжеты.

Почему же такой популярный детский мультфильм не стал основой сюжетной или ролевой игры дошкольников? По мнению сотрудников центра, одна из причин заключается в характеристике самих игрушек (игрушки «Смешарики» напоминают мяч: «круглые, упругие, мягкие» - 100% детей опробовали данные игрушки именно как мяч), а другая - лежит в особенностях содержания мультфильма и способе его предъявления детям дошкольного возраста. К таким особенностям следует относить:

  • слишком высокую скорость предъявления видеоряда;
  • отсутствие сюжетных пауз для осмысления происходящего;
  • избыточную многосерийность продукта, что усложняет запоминание сюжета;
  • расхождение возрастной адресации образа героя, содержания его речи и контекста его деятельности;
  • несоответствие сюжетов и реальной жизнедеятельности дошкольников, их избыточная для детей сложность;
  • доминирование внешних особенностей персонажей над внутренними, «плоские» характеры героев;
  • неестественность, вычурность, гротеск предъявления персонажей;
  • обилие спецэффектов, которые закрывают смысл происходящих событий и затрудняют восприятие сюжета.

Эти характеристики большинства как отечественных, так и зарубежных современных мультфильмов осложняют восприятие и понимание того, что ребенок видит на экране, затрудняют разворачивание полноценной игровой деятельности детей на основе или по мотивам мультипликационного фильма. Таким образом, осуществляется всего лишь просмотр ради просмотра.

Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей.

Следующий вопрос безопасно ли смотреть современные мультфильмы? Исследователи Е.А. Дудкина и И.М. Пивоварчик получили данные о влиянии мультипликации на эмоциональную сферу дошкольников.

Быстрые с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывали гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношение к педагогу. Яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывали сильные переживания у детей. Анализ их рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показал определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.

Сотрудники Виргинского университета (США) провели исследование, в котором разделили 60 детей в возрасте 4 лет на три группы. В первой дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй – образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей группе дети только рисовали. Сразу после этого были выполнены разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились дети первой группы, а лучше всех – дети, которые рисовали. Таким образом, можно утверждать, что мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие ребенка.

Негативные для развития детей сцены мультфильмов с их возможными последствиями представлены в таблице 1.

Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребёнка

Таблица 1

Сцена

Последствия просмотра

Главный герой ведёт себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям

Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям

Плохие герои остаются безнаказанными, т.е. нет объяснения, что что хорошо, а что плохо

Ребёнок пренебрегает запретами. Его предъявления о добре и зле становятся размытыми

Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни

Опасные примеры поведения. Снижение у ребёнка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью

Герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей

Неадекватное формирование у ребёнка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности

Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе

Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками.

Защита детей от нежелательной информации.

Конечно же, родители не всегда могут оградить ребенка от нежелательной для него информации, транслируемой по телевизору. На государственном уровне своеобразным помощником родителей выступает федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» (2010 г., поправки – 2012 г.). Согласно данному закону, все продукты средств массовой информации (программы, фильмы, мультфильмы, реклама, журналы и др.) в обязательном порядке должны содержать данные о возрастных ограничениях. Приведем текст статьи закона, которая посвящена именно дошкольному возрасту: «К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)».

Также законодательство выделяет ту информацию, которая полностью запрещена для распространения среди детей (маркировка «18+»):

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера.

В целом этот закон действительно способен помочь взрослым в выборе мультфильмов, которые можно демонстрировать детям того или иного возраста. Но, к сожалению, он содержит и ряд двойственных моментов. К примеру, остается непонятным, кто должен проводить экспертизу продукта, т. к. в тексте закона даются два объяснения: либо специалист, обладающий соответствующими знаниями в области возрастной психологии, педагогики, физиологии, детской психиатрии, либо «производитель продукта», что, несомненно, предполагает совершенно другой уровень анализа. Ситуацию усугубляет и то, что по телевизору почти все мультфильмы маркированы знаком «6+», «12+». Мультфильмы, которые разрешены к просмотру детям дошкольного возраста («0+») можно встретить не часто. В этом случае родителям самостоятельно нужно подбирать мультфильмы для своего ребенка дошкольника.

Материал подготовила: педагог – психолог Денисова М.С.

Литература и источники:

  1. Кашкина С.В. Формирование личности ребёнка посредством советского мультиматографа - Справочник педагога-психолога № 3, 2014
  2. Советы для родителей дошкольников - МОУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам «Леда»
  3. Широкова И.Б. Ваша любимая проблема. Как помочь ребёнку? – СПб.: Речь, 2009.
  4. http://ds2147.mskobr.ru/

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 211 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.